Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что застройщик обязан передать дольщику квартиру, качество которой соответствует условиям договора, а также требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов.
При отступлении от указанных требований или условий договора, приведшими к ухудшению качества квартиры, или иных недостатков, которые делают ее непригодной для использования, дольщик по своему выбору вправе потребовать от застройщика, если иное не установлено договором:
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
- соразмерного уменьшения цены договора;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Положения статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» также наделяют дольщика правом при обнаружении недостатков переданной квартиры потребовать от застройщика:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
Для обнаружения соответствующих недостатков договором устанавливается гарантийный срок, который не может составлять менее пяти лет, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав объекта долевого строительства, для которого срок не может составлять менее трех лет. Гарантийные сроки исчисляются со дня передачи квартиры дольщику, если иное не предусмотрено договором об участи в долевом строительстве.
Указанные выше требования могут быть предъявлены застройщику в случае отказа дольщика от подписания передаточного акта или иного документа о передаче в связи с несоответствием квартиры установленным требованиям. С учетом этого, если застройщик передал дольщику квартиру с отступлением от установленных требований или от условий договора, дольщик вправе предъявить застройщику претензию с указанием своих требований и их оснований.
К претензии необходимо приложить документы, подтверждающие недостатки (дефекты), делающие ее непригодной для использования. В частности, заключение независимого эксперта с указанием стоимости необходимых материалов и работ по устранению недостатков (дефектов). В случае если застройщик добровольно не устранит выявленные недостатки, дольщик вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.