Минюст предложил ограничить право на судебное представительство для юристов, не обладающих статусом адвоката.
Законопроект Министерства юстиции, предлагающий радикально изменить рынок юридических услуг, вызвал острую дискуссию в профессиональном сообществе. Общественные слушания, прошедшие в Государственной Думе, выявили глубокий раскол между сторонниками и противниками инициативы, которую одни называют профессионализацией, а другие — адвокатской монополией.
Согласно инициативе, с 01.01.2028 представлять интересы в суде по большинству категорий дел смогут исключительно адвокаты. Исключения предусмотрены для штатных юристов, представляющих интересы своей компании, граждан, защищающих свои интересы или интересы близких родственников, а также для дел у мировых судей и по административным правонарушениям.
Для получения статуса адвоката требуется высшее юридическое образование, стаж работы по специальности и успешная сдача квалификационного экзамена. Считается, что эти меры отсекают лиц с недостаточным опытом и знаниями от работы в суде, поэтому введение монополии, по замыслу авторов, должно повысить общее качество юридических услуг.
Адвокатская монополия: неконституционный и дискриминационный законопроект
Законопроект об адвокатской монополии, подготовленный Минюстом, имеет серьезные недостатки. Прежде всего, он необоснованно отождествляет право на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное статьей 48 Конституции РФ, исключительно с адвокатами. При этом игнорируется тот факт, что сотни тысяч юристов с высшим образованием уже оказывают такую помощь. Еще в 2004 году Конституционный Суд РФ в Постановлении № 15-П признал недопустимым ограничение представительства только адвокатами и штатными юристами, ссылаясь на принципы конкуренции и свободы экономической деятельности.
Проект нарушает положения статей 34 и 37 Конституции РФ о свободе предпринимательской деятельности и труда. Он создает искусственный административный барьер для занятия профессиональной деятельностью в сфере судебного представительства для лиц с одинаковым высшим юридическим образованием, дискриминируя их по формальному признаку наличия адвокатского статуса.
Также проект игнорирует правовую позицию высших судов. И Конституционный Суд, и Верховный Суд РФ в своих актах, таких как Определение КС РФ от 23.07.2020 № 1663-О и Пояснительная записка ВС РФ к законопроекту 2018 года, признавали требование о высшем юридическом образовании достаточным фильтром для обеспечения квалифицированного представительства. Минюст предлагает это проигнорировать.
Читайте также: Удар по стабильности: чем грозит бизнесу пересмотр приватизации?
Адвокатская монополия приведет к резкому росту цен на юридические услуги, которые уже сейчас на 30–50 % дороже при оказании адвокатами. Сокращение числа представителей с сотен тысяч юристов до примерно 76 тысяч адвокатов при сохранении спроса неминуемо вызовет скачок цен. Прогнозируется увеличение стоимости услуг на треть в первый год и более чем в полтора раза в последующие.
Следствием удорожания станет снижение доступности правосудия. Квалифицированная юридическая помощь станет недоступной для многих граждан, малого бизнеса и социально уязвимых групп населения. Проблема усугубится в регионах, где уже наблюдается дефицит адвокатов.
Экономические последствия включают массовую потерю работы: до полумиллиона юристов могут быть вытеснены с рынка. Это спровоцирует банкротство тысяч юридических фирм и ИП, рост безработицы и сокращение налоговых поступлений.
При этом адвокатура физически не готова принять и экзаменовать сотни тысяч претендентов до 2028 года. Дополнительными барьерами являются высокие вступительные взносы, достигающие 800 000 рублей в некоторых регионах, и невозможность применять упрощенную систему налогообложения, что делает переход для многих юристов экономически невыгодным.
Наконец, законопроект логически несостоятелен. Если для защиты многомиллионных интересов компании достаточно штатного юриста, то почему для защиты прав гражданина — нет? Это противоречие подрывает основной тезис Минюста о том, что только адвокат может гарантировать качество юридической помощи.
Цена адвокатской монополии: рост цен и снижение доступности правосудия
В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют статистические данные или исследования, которые могли бы доказать, что юристы без адвокатского статуса оказывают услуги ненадлежащего качества и являются основным источником жалоб.
Обсуждение проекта велось преимущественно в рамках адвокатского сообщества, в то время как сотни тысяч затрагиваемых им юристов были фактически отстранены от этого процесса. Результатом стал шквал негативных отзывов на портале regulation.gov.ru.
Представленный проект является концептуально эклектичным и плохо проработанным, что создает системные риски. Вместо декларируемой цели повышения качества юридической помощи он с высокой долей вероятности приведет к росту цен и снижению доступности правосудия, уничтожению конкуренции на рынке юридических услуг, а также нанесет серьезный социально-экономический ущерб сотням тысяч юристов и их клиентам.
Для реального повышения качества юридических услуг требуются не адвокатская монополия, а принципиально иные, системные меры. К ним относятся реформа юридического образования, развитие профессиональных стандартов, внедрение механизмов страхования ответственности и прозрачной системы рейтингов, а не административная монополизация рынка, сопряженная с масштабными негативными последствиями.









