Как налоговые органы выявляют схемы уклонения от уплаты налогов

ФНС России сообщила об успешных практиках выявления бенефициаров, получающих незаконные доходы от уклонения уплаты налогов.

Федеральная налоговая служба выпустила письмо от 30.12.2022 N СД-4-18/17916 об успешных практиках выявления выгодоприобретателей (бенефициаров), получающих незаконные доходы с помощью схем уклонения от уплаты налогов. В письме ФНС России проанализирована практика в отношении 45 налогоплательщиков из различных регионов страны. В 31 случаях реальными получателями доходов являлись руководители, учредители, главные бухгалтеры организаций, а в 14 – неформально управляющие бизнесом.

Для выявления выгодоприобретателей (бенефициаров) на стадиях проведения предпроверочного анализа и доследственной проверки осуществляется:

  • анализ движения товарных и денежных потоков для определения конечного получателя доходов с помощью схем уклонения от уплаты налогов;
  • поиск информации в отношении конечных получателей доходов от налоговой схемы в информационных ресурсах налоговых органов, внешних источников информации (СМИ, социальные сети), на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве выгодоприобретателя (бенефициара);
  • получение информации от Росфинмониторинга с целью установления конечных получателей доходов в результате уклонения от налогообложения и руководителей (учредителей) оффшорных компаний;
  • направление запроса в банки и иные кредитные организации о бенефициарном владельце юридического лица;
  • анализ выстроенной налогоплательщиком модели ведения бизнеса для установления фактов получения выгодоприобретателем (бенефициаром) необоснованной налоговой выгоды.

Доказывание наличие (отсутствия) фактов уклонения от уплаты налогов

При формировании доказательственной базы наличия (отсутствия) фактов уклонения от уплаты налогов налоговыми и правоохранительными органами осуществляется комплекс мероприятий:

  • допросы свидетелей, проведенные налоговыми органами или в ходе досудебного производства по уголовному делу;
  • допрос потерпевшего;
  • осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого налогоплательщика, документов и предметов;
  • истребование документов и информации у проверяемого лица, либо контрагентов проверяемого налогоплательщика о конкретных сделках, а также у третьих лиц – участников сделки. По результатам которых проводится анализ хозяйственных (финансовых) операций, не связанных с ведением основной деятельности налогоплательщика;
  • экспертиза документов;
  • обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки;
  • осмотр местности, жилища, иного помещения, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в то числе ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации. Осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц.

Мероприятия также проводятся в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Что свидетельствует об аффилированности и зависимости налогоплательщиков

Выгодоприобретателями (бенефициарами) являются учредители (участники) налогоплательщика, родственники или знакомые учредителей (участников), номинальных руководителей либо работодатели последних по основному месту работы.

Об аффилированности и зависимости налогоплательщиков могут свидетельствовать:

  • наличие у номинальных учредителей и руководителей основного места работы в другой организации, принадлежащей реальному выгодоприобретателю (например, владельцу группы компаний);
  • привлечение персонала, средств производства другого юридического лица;
  • ведение бухгалтерского учета теми же лицами, что и в основной организации;
  • общий фактический и IP-адрес, телефон, офисные, производственные и складские помещения;
  • использование наименования основной организации, системы скидок;
  • расходование денежных средств зависимой фирмы на нужды основной организации и лично выгодоприобретателя (бенефициара).

В письме отмечается сложность доказывания причастности бенефициарных владельцев к принятию решений по финансово-хозяйственной деятельности организации, распределению денежных потоков и прибыли, прямой заинтересованности в уменьшении налоговой нагрузки и получении необоснованной налоговой выгоды. Это связано с отсутствием активного участия выгодоприобретателей (бенефициаров) в уклонении от налогообложения и ограниченного круга лиц, с которыми они контактируют в процессе руководства.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу