Повышена пороговая сумма финансовых операций, которые подпадают под обязательный контроль, и при сделках с недвижимостью.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 331-ФЗ повышен порог обязательного контроля за финансовыми операциями с денежными средствами или иным имуществом с 600 тысяч до 1 млн рублей. Поправками также повышена пороговая сумма финансовых операций в иностранной валюте, которая будет составлять эквивалент 1 млн рублей. Повышение пороговых сумм обязательного контроля связано с тем, что они были установлены еще в 2001 году и потеряли актуальность.
Напомним, что в прошлом году Центральный банк рекомендовал банкам ужесточить контроль за денежными переводами между физическими лицами. Центробанк мотивировал ужесточение контроля тем, что платежи с применением платежных карт используются недобросовестными участниками хозяйственной деятельности в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, осуществления незаконной предпринимательской деятельности, иных противоправных целях
Операции с наличными денежными средствами, подлежащие обязательному контролю
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» подлежат обязательному контролю операции:
- снятие со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме;
- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
- приобретение физлицом ценных бумаг за наличный расчет;
- получение физическими лицами денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- внесение физлицами в уставный (складочный) капитал организации наличных денег;
- зачисление или перевод средств на счет, выдача или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами – если одной из сторон сделки является физлицо или фирма из страны, не выполняющей рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с внесением денежных средств в наличной форме;
- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание их со счетов (вкладов) организации, со дня регистрации (инкорпорации) которых прошло менее трех месяцев, либо если операции по указанному счету не производились с момента его открытия;
- помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
- выплата страхового возмещения или получение страховой премии по страхованию жизни, пенсионному страхованию;
- предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- скупка, купля-продажа драгметаллов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- получение денежных средств, которые служат условием участия физлиц в азартных играх;
- передача или выплата физлицу выигрыша в азартной игре;
- выплата, передача или предоставление физлицам выигрыша от участия в лотерее;
- предоставление юрлицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физлицам или другим организациям, а также получение такого займа;
- операции с цифровыми финансовыми активами.
Пороговая сумма обязательного контроля по сделкам с недвижимым имуществом
Изменения коснулись и операций с наличными и безналичными денежными средствами по сделкам с недвижимым имуществом. Внесенными изменениями порог обязательного контроля по ним повышен с 3 до 5 млн рублей либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн рублей, или превышающей ее. При этом введена обязанность для организаций, оказывающих посреднические услуги в сделках купли-продажи недвижимости, делиться с Росфинмониторингом сведениями о зачисления и перевода денег.
Поправки также устанавливают право Росфинмониторинга по согласованию с Центробанком устанавливать дополнительные виды операций с денежными средствами или иным имуществом, суммовые критерии, организации, которые будут обязаны представлять сведения о данных операциях, а также сроки для передачи такой информацию. При этом период времени, в течение которого сведения о таких операциях подлежат направлению в Росфинмониторинг, не может превышать два года.