В Совфеде обсуждают идею автоматического наложения штрафов за административные правонарушения с применением биометрических данных.
В Совете Федерации предложили автоматически штрафовать правонарушителей с помощью систем распознавания лиц и биометрии. Идея аналогична автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.
Речь идет о создании системы, при которой камеры видеонаблюдения будут фиксировать административные правонарушения (например, переход железнодорожных путей в неположенном месте). Затем программа, сверяя данные с биометрическими базами, будет устанавливать личность нарушителя и автоматически выписывать ему штраф.
Конкретный законопроект еще не разработан, но идею на стадии обсуждения уже концептуально поддержало Минцифры. Минюст высказался за поддержку при условии прописывания в законопроекте детальных сценариев применения технологии. ФСБ, в свою очередь, предложила создать «экспериментальную зону» для отработки механизма и оценки соотношения наказания и поощрения.
При этом представители МВД обратили внимание, что даже самые современные камеры распознают лица с достоверностью 70–80 %.
Автоматические штрафы по биометрии: анализ недостатков новой инициативы
Инициатива, озвученная в Совете Федерации, предполагает создание системы автоматического выявления административных правонарушений, таких как переход железнодорожных путей в неположенном месте. Система будет работать на основе камер, а последующая идентификация нарушителей будет проводиться через Единую биометрическую систему (ЕБС). Несмотря на благую цель — повышение безопасности, — эта инициатива содержит множество недостатков.
С правовой и конституционной точек зрения она вызывает серьезные вопросы, поскольку нарушает принцип равенства перед законом. Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны применяться в равной мере ко всем гражданам. Однако в силу добровольного характера сдачи биометрии штрафы будут получать лишь те, кто предоставил свои данные. В результате два человека, совершивших одинаковое правонарушение, будут привлечены к ответственности по-разному: один получит автоматический штраф, а другой останется безнаказанным, если его данных нет в системе.
Кроме того, инициатива вступает в противоречие с Федеральным законом от 29.12.2022 № 572-ФЗ, который закрепляет добровольный характер сбора биометрических данных и право граждан в любой момент отозвать свое согласие. Использование этих данных для наказания превращает добровольную процедуру в инструмент принуждения, что подрывает ее исходные принципы и может расцениваться как ущемление конституционных прав.
Читайте также: Плата за здоровье: почему инициатива Матвиенко опасна для общества?
Еще одним правовым изъяном является несоответствие инициативы целям создания биометрической системы. Изначально она разрабатывалась для гражданских нужд — например, для открытия банковских счетов. Применение системы для привлечения к ответственности искажает ее первоначальное назначение и нарушает принцип целевого использования персональных данных.
Существенны и технические недостатки. Для массового автоматического наложения штрафов погрешность в распознавании в 20–30 % неприемлема, так как приведет к огромному количеству судебных разбирательств со стороны необоснованно оштрафованных граждан.
Инфраструктура также не готова к подобным нагрузкам. Обработка видеопотока с сотен тысяч камер в реальном времени и сверка с базой данных на десятки миллионов изображений требуют колоссальных вычислительных мощностей.
Дополнительную проблему создает низкое качество идентификации. Для успешного распознавания необходим высококачественный «эталон», однако у большинства граждан в качестве эталона используется лишь паспортное или биометрическое фото, которое плохо подходит для таких задач. Это дополнительно снизит и без того недостаточную точность системы.
Цена автоматического наказания: отток данных, недоверие и несправедливость
Реализация этой инициативы приведет к массовому оттоку данных из биометрической системы. Граждане, сдававшие биометрию для удобства, не захотят, чтобы их данные использовались для их же наказания.
Высокий уровень ложных срабатываний приведет к тому, что тысячи законопослушных граждан будут вынуждены доказывать свою невиновность и обжаловать штрафы. Кроме того, предлагаемый подход ограничен и неэффективен, поскольку не решает коренную проблему. Борьба с нарушениями, такими как переход путей в неположенном месте, требует комплексных мер: инфраструктурных изменений, включая строительство переходов и ограждений, а также воспитательной работы. Автоматические штрафы — это борьба со следствием, а не с причиной.
Предложенная инициатива является сырой, непродуманной и противоречащей действующему законодательству. Ее потенциальные недостатки многократно перевешивают гипотетические выгоды. Она демонстрирует правовую несостоятельность, нарушая принципы равенства перед законом и презумпции невиновности, а также принцип добровольности сбора биометрических данных.
Также очевидна ее техническая незрелость, поскольку существующие системы распознавания не обладают необходимой точностью для автоматического наложения штрафов. Наконец, инициатива приведет к разрушению доверия к государственным цифровым системам и массовому отказу граждан от использования биометрии.









