Исполненный муниципальный контракт признают недействительным

Признается ли недействительным муниципальный контракт, обязательства по которому исполнены, если поставщиком были предоставлены недостоверные сведения?

Отношения, связанные с заключением государственных и муниципальных контрактов по закупкам товаров, работ, услуг, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. К целям контрактной системы указанным законом отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников закупки.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупки, операторами электронных площадок, в том числе специализированных, любых действий, которые противоречат требованиям указанного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции. В частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Когда в заключении контракта с победителем торгов может быть отказано

Основными началами гражданского законодательства предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении обязанностей участники правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Исходя из положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Читайте также: Аукцион или конкурс могут быть признаны недействительными

В заключении контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должно быть отказано если участник закупки не соответствует установленным законодательством требованиям. Для оценки заявок участников закупки должна учитываться их квалификация, в том числе наличие у них на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

При определении определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), созданная заказчиком комиссия по осуществлению закупок должна проводить оценку сведений, представленных участниками закупки.

В каких случаях государственный (муниципальный) контракт является ничтожным

Контракты, при заключении которых допущено нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, являются ничтожными. Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25, посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.

Читайте также: Отстранение участника закупки от участия в электронном аукционе

Из разъяснений, данных в обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований закона и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а, следовательно, посягающий на публичные интересы или права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.

Муниципальный контракт, заключенный с нарушением закона, возврат оплаты

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость.

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, если в ходе его исполнения установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения муниципальных нужд в отсутствие контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.

В случае если муниципальный контракт заключен с нарушением требований закона, при недобросовестном поведении участника закупки, с целью обхода закона с противоправной целью, нарушая принципы контрактной системы и публичные интересы, он должен быть признан ничтожным. Последствием признания контракта ничтожным является возврат полученной по такому контракту оплаты.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу