Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступившем в силу с 01.07.2021 (за исключением отдельных положений), предусмотрено проведение мероприятий как во взаимодействии контрольно-надзорных органов с контролируемыми лицами, так и без такого взаимодействия.
В частности, законом установлены такие виды мероприятий как:
- мониторинговая закупка – действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности или качеству;
- выборочный контроль – инструментальное обследование или отбор проб (образцов) продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности или качеству;
- инспекционный визит – взаимодействие с конкретным контролируемым лицом или владельцем (пользователем) производственного объекта;
- выездное обследование – визуальная оценка соблюдения обязательных требований без взаимодействия с контролируемым лицом.
Мониторинговая закупка, инспекционный визит по согласованию с прокурором
Мониторинговая закупка, в отличие от существовавшей ранее контрольной закупки может проводиться для последующего направления продукции (товаров), результатов работ и оказанных услуг на экспертизу. В остальном оба этих мероприятия схожи. В ходе инспекционного визита организация или индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. Срок проведения инспекционного визита в одном месте, объекте (территории) не может превышать один день. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением предусмотренных законодательством случаев.
Внесение сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий
Законом установлено, что контрольно-надзорное мероприятие может быть начато после внесения сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Исключение составляют наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование, а также случаев неработоспособности указанного реестра, зафиксированных его оператором.
Несоблюдение данного правила признается грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного и муниципального контроля (надзора) и является основанием для отмены соответствующего решения, принятого контрольно-надзорным органом по результатам такого мероприятия. Указанное решение подлежит отмене, в том числе по представлению прокурора.