Отношения по договору воздушной перевозки пассажира регулируются Воздушным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с указанным кодексом, по договору воздушной перевозки авиакомпания обязуется доставить пассажира в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, выполняющем рейс, указанный в билете. Пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, предусмотренном законодательством.
Авиакомпании обязаны до заключения договора проинформировать пассажира о его условиях, включая порядок возврата провозной платы в случае расторжения договора, случаи, когда провозная плата не возвращается, а также иные условия возврата уплаченных средств.
Порядок информирования пассажиров, включая указанные выше условия, определяется федеральными авиационными правилами.
Порядок возврата провозной платы при отказе пассажира от договора воздушной перевозки
Согласно статье 108 Воздушного кодекса, пассажир имеет право на отказ от воздушной перевозки, если он заранее об этом уведомил перевозчика (добровольный возврат).
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки возврат провозной платы осуществляется в следующем порядке:
- при отказе от договора воздушной перевозки, который предусматривает условие о возврате стоимости авиабилетов при его расторжении, с уведомлением авиакомпании не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты, за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнением договора перевозки;
- при отказе от воздушной перевозки менее чем за 24 часа до окончания регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты, за вычетом неустойки в размере 25 % от стоимости авиабилетов и фактических расходов авиакомпании, связанных с исполнением договора перевозки;
- при уведомлении авиакомпании об отказе от воздушной перевозки после окончания регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
Читайте также: Турагентство возместит стоимость нового авиабилета и оплатит багаж
При вынужденном отказе пассажира от воздушной перевозки ему возвращается уплаченная провозная плата при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации на рейс, указанный в билете.
К таким причинам относятся:
болезнь пассажира, члена его семьи или близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне (при наличии медицинского подтверждения);
смерть члена семьи или близкого родственника (при документальном подтверждении);
задержка отправления воздушного судна;
иные действия (бездействие) авиакомпании, предусмотренные федеральными авиационными правилами, которые привели к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств по договору воздушной перевозки.
Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (включая усыновителей и усыновленных), а под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
Авиакомпании не вправе устанавливать разный размер платы за отказ пассажира от полета
Возврат провозной платы пассажирам осуществляется в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155.
На основании указанных правил, при добровольном отказе пассажира от перелета взимается плата за аннулирование бронирования перевозки, расчет сумм, подлежащих возврату, оформление возврата.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает злоупотреблять доминирующим положением хозяйствующему субъекту доминирующим положением хозяйствующим субъектом, в том числе необоснованное установление различных тарифов на одну и ту же услугу, если это приводит к ущемлению интересов потребителей (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).
В силу статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» условия договора, ограничивающие права потребителя, являются недействительными, если они противоречат нормам данного закона или иных правовых актов в сфере защиты прав потребителей.
Таким образом, авиакомпании не имеют права устанавливать разный размер тарифов (платы) за отказ пассажира от перевозки, если это не предусмотрено законом.









