Налог на самозанятых: мягко стелют, да жестко спать

С 1 января налог на профессиональный доход на самозанятых граждан введут еще в почти двух десятках российских регионов.

С 1 января 2020 года налог на самозанятых будет введен еще в почти двух десятках субъектов Российской Федерации. Данный налоговый режим смогут применять граждане, зарегистрированные на территории Башкортостана, Красноярского и Пермского краев, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Санкт-Петербурга.

В данный момент налог на профессиональный доход уже взимается на территории города Москвы, Калужской, Московской областей и Татарстана. Для самозанятых, оказывающих услуги или продающих товары гражданам с годовым доходом не более 2,4 млн рублей, налоговая ставка составляет 4 %. Для тех, кто оказывает услуги индивидуальным предпринимателям или организациям – 6 %. При этом налог на профессиональный доход регулируется не Налоговым кодексом Российской Федерации, а Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ.

Налог на профессиональный доход для самозанятых граждан

Под профессиональным доходом понимаются доход от деятельности, при ведении которой гражданин не состоит в трудовых отношениях с работодателем и не привлекает наемных работников по трудовым договорам. Кроме того, к таким доходам относится доход от использования имущества. Особенность указанного специального налогового режима состоит в том, что самозанятые граждане при его применении вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Самозанятые граждане не вправе применять указанный налоговый режим, если они осуществляют следующие виды деятельности:

  • реализация подакцизных товаров, а также подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  • перепродажа товаров, имущественных прав (за исключением продажи имущества, которое использовалось для личных, домашних или иных подобных нужд);
  • добыча, реализация полезных ископаемых;
  • посреднические услуги на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (за исключением случаев, применения контрольно-кассовой техники);
  • услуги по доставке товара и приему денег от покупателя (за исключением случаев, когда применяется ККТ).

Расширение эксперимента по налогообложению самозанятых

На первый взгляд это не слишком обременительно. Но это только начало. Как только будет сформирована база налогоплательщиков, налоговые ставки поднимут. Постоянно изменять правила налогообложения – это вполне в стиле действующей власти. Как говорится: мягко стелют, да жестко спать. Изначально предполагалось, что эксперимент продлится 10 лет в четырех регионах. Но не прошло и года, его спешно признали удачным и постановили распространить действие еще на 19 регионов. А с 1 июля следующего года уже анонсируется его распространение на всю территорию страны.

Расширение эксперимента по налогообложению самозанятых еще почти на два десятка регионов преследует цель увеличить число налогоплательщиков, которые отчисляют налоги со своих доходов. Но увенчается ли успехом попытка государства вывести из «тени» тех, кто никогда не платил налоги и не собирался этого делать? Первые результаты не столь обнадеживающи. По данным ФНС, в России насчитывается 260 тысяч самозанятых. В Москве зарегистрировалось 152 тысячи, в Подмосковье – 56 тыс, в Татарстане – 47 тыс, в Калужской области – 6 тысяч граждан.

Идея перехода в самозанятые воспринимается неоднозначно

Граждане воспринимают идею регистрации в качестве самозанятых неоднозначно. Одни не верят государству и не желают заявлять о себе в налоговые органы, вставая на учет. Другие понимают, что при нынешней системе пенсионного обеспечения (самозанятые не платят взносы на обязательное пенсионное страхование, соответственно, не начисляется и страховой стаж), у них нет шансов получать больше минимальной пенсии, поэтому не видят смысла выходить из «тени». Интерес к данному налоговому режиму проявляет бизнес, который увидел в нем лазейку для оптимизации налогов.

Увеличение количества регионов не только не приведет к выходу «из тени» самозанятых, но и спровоцирует: во-первых, переход индивидуальных предпринимателей в самозанятые, чтобы не платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; во-вторых, значительная часть работодателей и работников перейдут на отношения самозанятых. В итоге государство получит переход индивидуальных предпринимателей в самозанятые, а также вывод работников за штат. И как следствие – уменьшение налоговых поступлений в бюджет.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу