ФНС выпустила письмо, в котором перечислила критерии для выявления дробления бизнеса.
Федеральная налоговая служба выпустила очередное письмо, в котором перечислила критерии, руководствуясь которыми налоговые органы выявляют дробление бизнеса. В письме ФНС России от 09.09.2024 N СД-4-7/9113 указывается, что занижение налогоплательщиками суммы налогов к уплате посредством дробления бизнеса представляет собой один из способов неуплаты налогов. Противоправность такого способа следует из статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Использование схем дробления бизнеса порождает занижение налогов по общей системе налогообложения (налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, страховых взносов), которое достигается в результате искусственного распределения налогоплательщиком получаемых доходов, основных средств, персонала между зависимыми обществами и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы.
При этом фактически деятельность такого налогоплательщика, в силу значительности своего объема, не отвечает (перестала отвечать) ограничениям, установленным Налоговым кодексом для применения специального налогового режима, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Доказательства дробления бизнеса, учет фактических обстоятельств деятельности
При доказывании дробления бизнеса требуются исследование и оценка всех фактических обстоятельств и особенностей ведения хозяйственной деятельности конкретным налогоплательщиком, особенностей корпоративной структуры (истории создания взаимозависимых лиц, причин их реорганизации и др.), практики принятия управленческих решений внутри группы взаимозависимых лиц, фактов использования общих трудовых и производственных ресурсов, особенностей гражданско-правовых отношений внутри группы.
К доказательствам, свидетельствующим о том, что от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, могут относиться:
- общность учредителей или руководителей организаций;
- общность работников;
- единство кадровой политики;
- ведение бухгалтерского учета одними и теми же лицами;
- совпадение IP-адресов;
- общность доступа к распоряжению и управлению движением денежных средств;
- совпадение адреса местонахождения;
- общность средств связи и идентификации (телефоны, электронная почта, вывески, сайт);
- общность контрагентов, представителей, материально-технических ресурсов;
- несение расходов участниками схемы друг за друга;
- формальный документооборот.
Читайте также: Привлечение к субсидиарной ответственности за дробление бизнеса
Упомянутые признаки дробления бизнеса не является исчерпывающими. Поскольку учитываются фактические обстоятельства деятельности группы формально самостоятельных лиц в каждом конкретном случае.
При проведении налоговых проверок и выявлении дробления бизнеса налоговые органы руководствуются:
- правовыми позициями обзора практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 13.12.2023;
- пунктом 4 обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 04.07.2018;
- складывающейся на основе данных подходов судебной практикой разрешения налоговых споров арбитражными судами.
Чем руководствуются налоговые органы при выявлении уклонения от уплаты налогов
При выявлении уклонения от уплаты налогов налоговые органы руководствуются судебной практикой и основанных на ней письмах ФНС. Так, некоторое время назад налоговая служба довела до нижестоящих налоговых органов обзор судебной практики, в котором содержатся примеры схем дробления бизнеса между несколькими формально самостоятельными лицами в целях получения необоснованной налоговой выгоды (см. ФНС опубликовала обзор судебной практики по вопросам дробления бизнеса).
Налогоплательщик вправе опровергнуть выводы налогового органа, представив доказательства ведения участниками группы самостоятельной деятельности и наличия разумных экономических причин выбора структуры бизнеса.
При этом в письме указывается, что выработка закрытого перечня формальных признаков дробления бизнеса невозможна. Поскольку любое определение формальных параметров допустимого или недопустимого структурирования бизнеса создает новые возможности для обхода закона недобросовестными налогоплательщиками.
Налоговая служба также напомнила об амнистии за дробление, введенной Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ, подчеркнув, что понятие дробления бизнеса, содержащееся в законе, не имеет цели установления правил, касающихся стандарта доказывания в налоговых спорах или при проверках. Равно как и инициирования налоговых проверок с применением новых подходов к доказыванию признаков дробления.