Привлечение к субсидиарной ответственности за дробление бизнеса

Контролирующих должника лиц могут привлечь к субсидиарной ответственности за занижение налоговой базы путем дробления бизнеса.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. К обязанностям налогоплательщиков Налоговый кодекс Российской Федерации относит уплату законно установленных налогов. В силу статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный Налоговым кодексом.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, задолженность юридического лица взыскивается в установленном кодексом порядке. Взыскание задолженности с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 данного кодекса.

Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности

При неуплате налоговых платежей налоговый орган может инициировать процедуру банкротства, в рамках которой контролирующие организацию лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.

По общему правилу, установленному статьей 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», размер субсидиарной ответственности контролирующего лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр, а также заявленных после закрытия реестра и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Вместе с тем абзац второй пункта 11 указанной нормы допускает возможность уменьшения размера ответственности, если будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению.

Читайте также: Федеральная налоговая служба напомнила признаки дробления бизнеса

В обзоре судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2022 год, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 26.04.2023, указывается, что основанием к уменьшению размера субсидиарной ответственности привлекаемых к ней лиц могут служить, в частности, следующие обстоятельства:

  • наличие имевших место помимо действий (бездействия) ответчиков обстоятельств, повлекших неплатежеспособность должника;
  • доказанная ответчиком явная несоразмерность причиненного им вреда объему реестра требований кредиторов;
  • проявление ответчиком деятельного раскаяния, например, погашение вреда в причиненном размере, способствование нахождению имущества должника или иных бенефициаров и т. д.

Консолидация доходов и исчисление налогов при дроблении бизнеса

Налоговый орган при выявлении дробления бизнеса осуществляет налоговую реконструкцию. В такой ситуации у налоговых органов имеются основания для определения прав и обязанностей участников схемы, исходя из подлинного экономического содержания их деятельности путем консолидации доходов и исчисления налогов по общей системе налогообложения. На это обращается внимание в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 04.07.2018.

Таким образом, суммы налогов, уплаченные участниками схемы по дроблению бизнеса в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности должны учитываться при определении размера налоговой недоимки по общей системе налогообложения налогоплательщика – организатора схемы.

С учетом этого, при определении размера субсидиарной ответственности за занижение налоговой базы должны учитываться уплаченные участниками схемы налоги с перераспределенной налоговой базы так, как если бы они уплачивали налоги в бюджет за должника, которому эта налоговая база вменена по результатам проверки.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу