Прав ли Верховный суд или о пользе чтения законов

Верховный суд разъяснил порядок привлечения к административной ответственности за несоблюдение самоизоляции. Но вопросы о законности штрафов остались.

Верховный суд Российской Федерации выпустил разъяснения по отдельным вопросам судебной практики в связи с распространением коронавирусной инфекции Covid-19. Среди вопросов, которые подробно разобраны Верховным судом в обзоре, – порядок привлечения к административной ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Это вызвано тем, что суды ошибочно квалифицировали действия граждан, на которых сотрудники органов внутренних дел (полиции) составили протоколы за то, что они удалились от места проживания слишком далеко или находились на улице без уважительной причины. При этом граждане не были поставлены на учет как инфицированные коронавирусом или находившиеся в контакте с больными или с подозрением на коронавирусную инфекцию.

Верховный суд разъяснил, кого накажут по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ

Верховный суд разъяснил, что по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, предусматривающей штраф от 15 тысяч рублей, разрешается наказывать не любого, а лишь определенные категории граждан, представляющих опасность для окружающих, это:

  • лица с подозрением на коронавирусную инфекцию Covid-19;
  • прибывшие из эпидемически неблагополучных по коронавирусу государств;
  • находящиеся или находившиеся в контакте заболевшими коронавирусом или с подозрением на наличие такого заболевания;
  • уклоняющиеся от лечения коронавирусной инфекции или нарушающие санитарно-противоэпидемический режим;
  • нарушившие требования по изоляции в домашних условиях.

Составлять протоколы на нарушителей имеют право сотрудники полиции или должностные лица органов санитарно-эпидемиологического надзора. Срок давности для привлечения к ответственности составляет один год. Дела рассматриваются судьями районных судов по месту совершения таких правонарушений. Если же проводилось административное расследование, то дело подлежит рассмотрению по месту нахождения органа, его проводившего.

Ответственность за неисполнение правил, обязательных для исполнения

Граждане, невыполняющие правила поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, могут быть привлечены к ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривающей в виде наказания предупреждение или административный штраф от 1 тысячи рублей. Срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение составляет 3 месяца, а дела рассматриваются районными судьями.

Наказание по указанной норме грозит как за нарушение правил, утвержденных Правительством Российской Федерации, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Следовательно, и федеральные, и региональные правила обязательны для исполнения гражданами и организациями – считает Верховный суд.

Правила поведения при введении режима повышенной готовности

Попробуем разобраться, так ли обязательны эти правила для исполнения. Статья 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предоставляет Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для граждан и организаций правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены.

Данное правомочие обусловлено введением Правительством Российской Федерации режима повышенной готовности. Но поскольку указанный режим до настоящего времени на территории всей страны или на ее части Правительством не введен, то не могут действовать обязательные правила поведения при введении такого режима. Это означает, что принятые правила не порождают для граждан и организаций каких-либо обязанностей.

Режим повышенной готовности не может ограничивать права и свободы

Статьей 11 того же Федерального закона предусмотрено право региональных властей устанавливать обязательные для исполнения правила поведения. Как следует из указанной нормы, такие правила принимаются, в том числе при введении режима повышенной готовности. Однако режим повышенной готовностив водится только для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В случае введения режима повышенной готовности могут осуществляться меры, направленные на защиту населения. Но согласно статье 4.1 закона такие меры не могут ограничивать права и свободы. В этой связи требование не покидать места проживания, как и наложение штрафов за несоблюдение самоизоляции, не может быть признано законным. Именно такой вывод напрашивается, если читать закон. Увы, Верховный суд не дал этому оценки.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу