Верховный суд объяснил, как вернуть автомобиль с недостатками

Верховный суд утвердил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, включая споры о расторжении договора купли-продажи автомобиля.

Верховный суд Российской Федерации в целях формирования единой практики применения законодательства обобщил практику рассмотрения судами дел в области защиты прав потребителей. Так, в обзоре судебной практики высшая судебная инстанция разъяснила, что в пределах гарантийного срока покупатель вправе по своему выбору обратиться с требованием о возврате товара ненадлежащего качества к изготовителю, продавцу или импортеру, а на указанных лицах лежит обязанность разъяснить покупателю порядок возврата и приемки такого товара у покупателя.

При применении законодательства о защите прав потребителей к спорам, возникающим из договора купли-продажи большого количества технически сложных товаров, относящихся согласно общероссийскому классификатору продукции к вычислительной технике, судам необходимо определять не только субъектный состав участников договора, но и то, для каких целей был приобретен данный товар. Приобретение гражданином в магазине одновременно десяти планшетных компьютеров может свидетельствовать о том, что покупка совершалась не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для иных целей.

Верховный суд, разрешая спор о расторжении договора купли-продажи автомобиля из-за производственных недостатков, напомнил о разъяснениях, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного суда от 28.06.2012 N 17. В соответствии с данными разъяснениями покупатель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, устранимы эти недостатки или нет. При условии, что такие требования предъявлены в течение 15-дневного срока со дня передачи автомобиля покупателю.

В обзоре содержится дело, по которому Верховный суд разъяснил, что при расчете 30-дневного срока невозможности использования автомобиля в течение каждого года гарантийного срока  вследствие неоднократного устранения его различных недостатков, необходимо исходить не только из времени его нахождения в ремонте, а отсутствия возможности использовать автомобиль. Срок доставки автомобиля в сервисный центр и срок проезда покупателя в сервис за автомобилем являются периодом, в течение которого покупатель не мог использовать автомобиль вследствие устранения его недостатков.

По другому делу Верховный суд указал, что по истечении гарантийного срока требование о расторжении договора купли-продажи автомобиля может быть предъявлено к изготовителю (уполномоченным организации или индивидуальному предпринимателю, импортеру), если покупатель докажет производственный характер существенного недостатка и требование о его безвозмездном устранении не будет удовлетворено. При этом покупатель обязан доказать, что выявленный недостаток является существенным, и он возник до передачи автомобиля покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

При обнаружении в течение гарантийного срока недостатков в проданном покупателю автомобиле доказывать наличие оснований для освобождения от ответственности обязан продавец (изготовитель, импортер и др.) данного автомобиля.  Продавец освобождается от ответственности за выявленные производственные недостатки, если докажет, что возникновение недостатков произошло из-за нарушения покупателем правил эксплуатации автомобиля. Довод о том, что покупатель эксплуатировал автомобиль при наличии недостатков, не является основанием для освобождения от ответственности.

Заявление о снижении неустойки может быть сделано ответчиком на любой стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции до удаления суда в совещательную комнату. При этом снижение неустойки по делам о защите прав потребителей допускается в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым. Помимо заявления о явной несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательства, ответчик обязан представить суду доказательства, подтверждающие такую несоразмерность.

В случае возврата изготовителю автомобиля ненадлежащего качества, на который было установлено дополнительное оборудование (сигнализация, зимняя резина и др.), покупателю причиняются убытки в размере стоимости приобретенного и установленного на автомобиль дополнительного оборудования. Дальнейшая эксплуатация указанного оборудования невозможна по причине того, что автомобиль возвращен изготовителю вместе с этим оборудованием. В этой связи сумма неустойки и штрафа подлежит исчислению с учетом стоимости дополнительно приобретенного оборудования.

Вред, причиненный автомобилю собственника помещения вследствие падения наледи с крыши многоквартирного дома, подлежит возмещению лицом, осуществляющим деятельность по управлению таким домом. По мнению Верховного суда, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяются положения законодательства о защите прав потребителей.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу