Качество услуг ЖКХ должно соответствовать требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Однако нередко услуги ЖКХ предоставляются ненадлежащего качества, в связи с чем возникает необходимость в принятии соответствующих мер.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю услуги ЖКХ (исполнитель), несут установленную законом ответственность за нарушение качества коммунальных услуг, предоставляемых собственнику помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, лицу, пользующемуся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющему коммунальные услуги (потребитель).
Услуги ЖКХ ненадлежащего качества и уплата неустойки
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, если услуги ЖКХ предоставляются в ненадлежащем качестве и объеме, необходимо уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации (управляющей компании). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно, в том числе по телефону, и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой управляющей компании.
В случае ненадлежащего качества коммунальных услуг управляющая компания обязана произвести перерасчет размера платы в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от ее внесения. Например, при перерывах в отоплении. При этом потребитель вправе требовать от управляющей компании уплаты неустойки (штрафов, пеней) в размере, предусмотренном Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей», в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Ответственность за ущерб, убытки, компенсация вреда
При причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется и подписывается акт, в котором должны содержаться описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен. Указанный акт должен быть составлен управляющей компанией и подписан ею не позднее 12 часов с момента соответствующего обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу лично или по телефону.
Управляющая компания несет ответственность за убытки, причиненные потребителю в результате нарушения прав потребителей. В том числе за убытки, которые причинены из-за наличия в договоре о предоставлении коммунальных услуг положений, ущемляющих права потребителя. При нарушении прав потребителя, в результате которых ему был причинен ему моральный вред (физические или нравственные страдания), он вправе обратиться за взысканием денежной компенсации.