Отказ во внесении в реестр недобросовестных поставщиков: что важно знать?

В каком случае антимонопольный орган откажет во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков?

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности и результативности закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу указанного закона при осуществлении закупок применяются конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). К конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе аукционы в электронной форме.

Победителем аукциона признается участник, чья заявка соответствует установленным требованиям, документации о закупке и предложивший наиболее выгодные условия: самую низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара (работы, услуги) либо наибольший размер платы за заключение контракта.

Включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков

По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Участники закупки, заявки которых не отозваны, обязаны подписать контракт.

Если участник закупки, с которым заключается контракт, не разместил в установленный срок подписанный проект контракта на электронной площадке, не предоставил обеспечение исполнения контракта или не направил протокол разногласий, он считается уклонившимся от заключения контракта.

В целях обеспечения исполнения обязательств, принятых на себя участниками в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) законом предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.

Читайте также: Недостоверная информация об опыте выполнения работ по госконтракту

На основании статьи 104 вышеназванного закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в антимонопольный орган предусмотренную законом информацию, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

Антимонопольный орган в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных документов и информации осуществляет проверку содержащихся в них фактов и в случае подтверждения достоверности этих фактов в течение трех рабочих дней включает информацию в реестр недобросовестных поставщиков.

Что является основанием для включения участника закупки в РНП

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078.

Постановление предусматривает, что антимонопольный орган отказывает во включении информации об участнике закупки (если основанием для обращения является уклонение от заключения контракта) в указанный реестр, если проверка выявит, что участник предпринял действия, свидетельствующие об отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, основанием для включения в реестр является лишь уклонение от заключения контракта или от исполнения его условий, свидетельствующее о недобросовестности участника.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу