Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, в данном случае – легковой автомобиль, качество которого соответствует договору. Процедура возврата легкового автомобиля в автосалон отличается от возврата обычной покупки, поскольку легковые автомобили в соответствии с постановления Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 « Об утверждении перечня технически сложных товаров» отнесены к технически сложным товарам.
При обнаружении в легковом автомобиле любых недостатков покупатель вправе в течение пятнадцати дней со дня передачи его автосалоном покупателю:
- расторгнуть договор купли-продажи легкового автомобиля (отказаться от его исполнения) и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы;
- предъявить требование о его замене на легковой автомобиль этой же модели или на такой же другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены.
При этом наличие у автомобиля пробега не влияет на предъявление автосалону указанных требований покупателем.
Требования покупателя о расторжении договора купли-продажи и о замене автомобиля
По истечении пятнадцатидневного срока требования покупателя о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы либо о замене на легковой автомобиль этой же или другой модели подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружения существенного недостатка автомобиля;
- нарушения установленных законом сроков устранения недостатков;
- невозможности использования автомобиля в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Читайте также: Автомобиль со скрученным пробегом можно вернуть
При обнаружении недостатков легкового автомобиля и предъявления покупателем требования о его замене, автосалон обязан заменить такой автомобиль в семидневный срок со дня предъявления указанного требования, а при необходимости дополнительной проверки его качества – в течение двадцати дней. Если у автосалона в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены автомобиль, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
Замена автомобиля ненадлежащего качества, порядок исчисления гарантийного срока
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование покупателя о замене подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки автомобилей в эти районы, в случае отсутствия у продавца необходимого для замены автомобиля на день предъявления указанного требования. При этом правило о безвозмездном предоставлении покупателю во временное пользование аналогичный товар длительного пользования на период его ремонта или замены, на автомобили не распространяется.
Читайте также: Гарантийный ремонт автомобиля при отсутствии запчастей
Пункт 2 статьи 21 Закона «О защите прав потребителей» обязывает автосалон заменить легковой автомобиль ненадлежащего качества на новый, не бывший в употреблении. При замене автомобиля гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его покупателю. С учетом этого, автосалон обязан принять у покупателя автомобиль с недостатками и заменить его на новый в установленный срок. При условии, если покупателем заявлено требование о замене автомобиля на такой же или другой модели.
Взыскание разницы между ценой покупки автомобиля с пробегом и новым автомобилем
Разъяснение (толкование) нормативных правовых актов осуществляется государственным органом, которым принят (издан) соответствующий акт, или судебными инстанциями при рассмотрении конкретных дел. В связи с чем Роспотребнадзор не наделен правом разъяснять (толковать) федеральное законодательство. Поэтому разъяснения о том, как следует определять требования покупателя при сделках с автомобилями с пробегом, являются лишь мнением служащих указанного ведомства.
Вызывают также удивление рекомендации включать в договор купли-продажи положения, которые минимизировали бы возможность покупателей ссылаться на выявленный недостаток при возврате автомобилей, в частности, о невозможности возврата при недостатках, подлежащих устранению и позволяющих использовать автомобиль. При отказе автосалона заменить его на новый, покупатель вправе обратиться с иском в суд о взыскании разницы между ценой покупки и ценой нового автомобиля.