Государственные органы имеют право не отвечать на обращения

В каких случаях государственные органы и должностные лица имеют право не отвечать на обращения граждан?

В соответствии с конституционными положениями граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений в указанные органы и должностным лицам регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Законом предусмотрены требования, при несоблюдении которых государственные органы и должностные лица имеют право не давать ответ на обращение граждан.

Для того чтобы обращение гражданина было разрешено, в нем в обязательном порядке должны быть:

  • наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество должностного лица или его должность;
  • фамилию, имя, отчество заявителя;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • суть предложения, заявления или жалобы, личная подпись и дата.

В случае необходимости гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы или их копии.

При обращении в государственный орган в форме электронного документа граждане в обязательном порядке указывают:

  • свои фамилию, имя, отчество;
  • адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Когда не дается ответ на обращение гражданина в государственные органы

Ответ на обращения, поступившие в государственные органы, должен быть дан в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях и направлении запроса о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, срок может быть продлен на 30 дней.

Статьей 11 закона предусмотрены случаи оставления письменного обращения без ответа. Ответ на обращение не дается в случаях:

  • анонимных обращений – если в обращении не указана фамилия гражданина либо почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • жалоб на судебные решения. Обращение в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного акта;
  • обращений с нечитаемым текстом, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
  • невозможности определения сути предложения, заявления или жалобы, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину;
  • повторных обращений, на которые неоднократно давались письменные ответы по существу, если в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • размещение ответа на официальном сайте данных государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в течение семи дней со дня регистрации обращения гражданину должен быть сообщен электронный адрес этого сайта;
  • обращений, содержащих вопросы, затрагивающие государственную или иную охраняемую законом тайну, о чем сообщается гражданину.

Нецензурные или оскорбительные выражения в обращении к должностному лицу

Государственный орган или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, также вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В отношении гражданина, приславшего такое обращение, может быть возбуждено производство по делу об административном правонарушении по статье 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовное дело по статьям 119, 168.1 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за оскорбление, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, уничтожения имущества.

При этом Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, установлено обязательное направление для проведения проверки обращения, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, если в нем содержатся данные, указывающие на признаки преступления.

В случае если причины, по которым ответ по существу вопросов обращения не мог быть дан, устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган или должностному лицу.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу