Компенсация морального вреда за опоздание рейсового автобуса

Допускается ли взыскание компенсации морального вреда за опоздание рейсового автобуса?

Правоотношения по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586.

В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. В свою очередь, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина (п. 1 ст. 789 ГК РФ).

Перевозки транспортом общего пользования являются публичным договором

Гражданским кодексом предусмотрено, что договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Уставом автомобильного транспорта также установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

В силу статьи 19 указанного устава регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров:

  • только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
  • в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Читайте также: Возмещение вреда за телесные повреждения при торможении автобуса

Перевозка с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляется в соответствии с расписанием, установленным для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.

Читайте также: Как взыскать убытки с авиакомпании из-за задержки рейса

В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 разъяснено, что надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа является своевременная доставка пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также своевременная доставка багажа в пункт назначения и выдача его управомоченным на получение багажа лицам.

При неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств по перевозке транспортная организация несет ответственность, установленную Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, а также соглашением сторон.

Взыскание компенсации морального вреда за опоздание рейсового автобуса

Согласно статье 151 Гражданского кодекса, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Статьей 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» закреплено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Пассажир вправе требовать компенсации морального вреда за опоздание рейсового автобуса, которая определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу