Обязательный масочный режим действует во многих российских регионах, теперь граждан обязали носить не только маски, но и перчатки. Должны ли их выдавать бесплатно?
Масочный режим действует уже во многих регионах. С 12 мая в Москве вводится режим обязательного ношения масок и перчаток в магазинах и на транспорте. Использование только маски или только перчаток будет считаться нарушением. Бесплатно раздавать маски, как это делается в ряде западных стран, власти не посчитали нужным. Их необходимо приобретать за свой счет. При том, что многие уже испытывают серьезные финансовые трудности. Здоровым людям нужно носить маску, только если они оказывают помощь человеку с подозрением на коронавирус.
Цены на маски выросли. Одна одноразовая маска стоит, в среднем, 35 рублей, а менять ее рекомендуется через каждые 2 часа. Еще один вариант: многоразовые маски – по цене от 70 рублей за шт. Соблюдение масочного режима обойдется от 5 тыс руб в месяц на человека. Нужно приобретать еще и перчатки. В итоге масочный режим выльется в сумму сопоставимую с платежами по кредитам. Между тем, средства индивидуальной защиты, в том числе маски, должны предоставляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципалитетами и организациями.
Меры, принятые властями по недопущению распространения коронавирусной инфекции
Всемирная организация здравоохранения объявила заболевание коронавирусом Covid-19 пандемией, то есть официально признала распространение новой коронавирусной инфекции во всем мире. Российские власти вслед за другими странами начали принимать меры по недопущению распространения заболеваний, вызванных новым коронавирусом. Принятые властями меры свелись к объявлению нерабочих дней с сохранением зарплаты работникам за счет работодателей, приостановлению деятельности предприятий отдельных отраслей и ограничению свободы передвижения граждан.
В феврале численность занятого экономической деятельностью населения составляла 71,1 млн человек при среднемесячной заработной плате 47,3 тыс рублей. Соответственно, совокупный объем фонда оплаты труда в месяц составил порядка 3,363 трлн рублей в месяц. Несложно подсчитать, во что обойдутся работодателям так называемые нерабочие дни. Следует признать, что имущественным правам малого и среднего бизнеса причинены значительные убытки. А суммарный ущерб для наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики может составить десятки триллионов рублей.
Кто компенсирует имущественные потери в результате объявленных государством мер?
Кто компенсирует гражданам и организациям имущественные потери, которые они понесли в результате объявленных государством мер? В соответствии с конституционными положениями, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В указах президента, которыми установлены нерабочие дни, не содержится ссылок на законы, но говорится, что они приняты в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», предусматривающий эпидемию в качестве основания для объявления чрезвычайного положения, допускает изменение режима работы организаций и ограничение свободы передвижения. Но даже при чрезвычайном положении нельзя ограничивать свободу предпринимательства, как это происходит сейчас.
Право на полное возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации
Распоряжения региональных властей, которыми объявлен режим повышенной готовности, запрещают гражданам покидать места проживания, приостанавливают деятельность организаций в ряде отраслей либо создают препятствия для нормальной их работы в остальных отраслях. Режим повышенной готовности введен со ссылкой на Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», куда в срочном порядке вносились изменения, чтобы расширить полномочия регионов по введению ограничительных мер.
Указанный Федеральный закон предусматривает право на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, устанавливаются законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Несмотря на то, что количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, превысило 500 человек, режим чрезвычайной ситуации в стране не введен.
Предписание главного санитарного врача о недопущении распространения Covid-19
В условиях новой коронавирусной инфекции особая роль в ее предотвращении отведена государственным органам, обеспечивающим санитарно-эпидемиологического благополучие населения. Главный государственный санитарный врач России в постановлении от 30.03.2020 N 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения Covid-19» предписал властям регионов обеспечить ряд мероприятий профилактического и противоэпидемиологического характера, в том числе введение ограничительных мероприятий, включая самоизоляцию. То есть запрет покидать места проживания.
Фактически на территории всей страны введен карантин, хотя де-юре он не объявлялся. В отличие от Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на который при введении режима повышенной готовности ссылались власти регионов, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает полное возмещение вреда гражданам и организациям при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В том числе, при введении карантина.
Маски, перчатки, обход закона, оправдание злоупотреблений общественным благом
В связи с этим возникает вопросы: почему российские власти не вводят ни режим чрезвычайной ситуации, ни карантин, ни чрезвычайное положение? Могут ли президент, правительство и власти регионов, реализуя свои полномочия, отказываться от исполнения корреспондирующих этим полномочиям обязательств и лишать граждан и организации права на имущественную компенсацию причиненного вреда? Причем только на том основании, что де-юре режим чрезвычайной ситуации и карантин не вводились, а вместо них введены режимы повышенной готовности и самоизоляции.
В дополнение ко всему граждан хотят обязать носить маски и перчатки, а за невыполнение – наказывать штрафом. Представляется, что никакие чрезвычайные обстоятельства не дают права обходить закон, оправдывать злоупотребления общественным благом, ограничивать свободы, не предоставляя соразмерных гарантий. Законы, устанавливающие возможность ограничения гражданских прав, одновременно предусматривают право на возмещение вреда. Эти нормы должны быть применены, даже если власти не руководствовались законами, подлежащими применению.